Ремонт рулевый реек

volkswagen-passat-0152c7a-1024x768

 

Рулевая рейка – это устройство, с преобразователем усилия, создаваемого водителем при повороте руля в усилие, необходимое для поворота колеса. На сегодняшний день механизм такого рода является наиболее распространенной системой рулевого управления.

 

Устройство рулевой рейки

Принцип работы рулевой рейки основан на соединении руля с рулевой колонкой, которая в некоем роде представляет собой стержень, вращающийся вместе с рулем. На конце рулевой колонки расположен зубчатый механизм, который в свою очередь соединен с зубчатой рейкой. При повороте руля вокруг своей оси шестерня рулевого вала сдвигает рейку в соответствующую вращению сторону. В свою очередь рейка через шарниры и тяги поворачивает управляемые колёса. Таким образом, на самую рейку передается вращающее усилие от руля.

Большинство рулевых реек имеют механизмы, которые облегчают вращение рулевого колеса, когда автомобиль стоит на месте. Одним и самых распространенных устройств является гидроусилитель. Так же существует исполнительный механизм с золотниковым распределителем и насос. Насос, приводимый ремнем от коленчатого вала, засасывает из расширительного бачка ГУРа гидравлическую жидкость и подает её под высоким давлением распределитель. Принцип работы распределителя заключается в отслеживании прилагаемого усилия к рулю и при его появлении — помогать водителю вращать руль. Одним из преимуществ такого вида рулевого механизма является более высокая точность и меньшее количество движущихся деталей, которые быстро изнашиваются или требуют ремонта.

 

Типы рулевых реек

Различаю три типа рулевых реек:

Механическое управление руля (МУР). Механические рулевые рейки имеют самую простую конструкцию, однако с увеличением массы авто соответственно требуется гораздо больше усилия, чтобы осуществить поворот.

Гидравлическое управление руля (ГУР). Гидравлические рулевые рейки позволяют добиться максимального комфорта вождения, потому что прилагаемое усилие увеличивается гидравлическим насосом (ГУРом — гидравлический усилитель руля).

Электрическое управление руля (ЭУР). Электрические рулевые рейки (электроусилитель руля) в настоящее время набирает популярность среди автомобилей практически любого класса. Гидравлика полностью отсутствует. В большинстве случаев принцип работы состоит в установке  на обычный механизм рулевой рейки электрического двигателя и особую систему управления этим двигателем.

 

Преимущества и недостатки

К достоинствам реечного рулевого механизма можно отнести:

  • простота и компактность конструкции;
  • механизм не требует частого обслуживания;
  • небольшой вес;
  • хорошая точность управления за счет высокой жесткости и малых люфтов;
  • хороший самовозврат руля в нейтральное положение.

 

Хотя реечное управление довольно надежно, имеются ряд недостатков:

  • чувствительность к ударным нагрузкам от плохих дорожных покрытий (конструкция хорошо передает удары от дорожных неровностей на руль);
  • конструктивная склонность к проявлению стуков в рейке,
  • часто требует подтяжки или ремонта на относительно небольших пробегах,
  • конструкция механически ограничена применением в основном на лёгких автомобилях с независимой подвеской управляемых колёс.

 

Признаки неисправности рулевой рейки

Неисправности рулевых реек зависят от конструкции рулевой рейки и её расположения на автомобиле. Однако существуют типичные признаки.

Течь рулевой рейки. На сегодняшний день это наиболее распространённая неисправность, которая возникает при езде по неровному участку дороги. Подвеска автомобиля отрабатывает удары, тем самым выходит из строя. Рулевая рейка принимает на себя большие нагрузки через рулевые тяги. Соответственно пыльники рулевой рейки изнашиваются, влага попадает в пыльники, рулевой вал коррозирует, стирая сальники высокого давления. Рулевая рейка начинает течь.

Стук в рулевой рейке. Со временем при эксплуатации автомобиля в рейке появляется стук, глухой или ярко выраженный. Рулевая рейка принимает на себя удары, через систему рычагов автомобиля, от всех неровностей дорог передавая их далее, а именно в рулевую колонку. Удары и биение затем отражаются на рулевом колесе автомобиля. Удары и биение на рулевом колесе особенно заметно, когда автомобиль двигается прямо или накатом, проезжая по неровной дороге — например, через трамвайные пути.

Туго вращается руль. Тугое вращение руля может быть вызвано в результате износа корпуса распределителя рулевой рейки или иных уплотняющих элементов рулевой рейки. Такого рода признаки могут появиться из-за неисправности самой рулевой рейки, насоса гидроусилителя руля и других узлов системы ГУР. Однако «тугой руль» может быть причиной других неисправностей автомобиля. Поэтому изначально следует провести диагностику подвески и рулевого управления, чтобы точно определить причины неисправности.

Повышенный люфт руля. Люфт руля не всегда указывает на неисправность рулевой рейки, иногда люфт может стать причиной износа нижней либо верхней крестовины рулевой колонки. К тому же, могут быть разбиты рулевые тяги и/или наконечники, сайлентблоки рычагов и подрамника. В очень редких случаях люфт рулевого колеса может проявиться в результате износа телескопического вала рулевой колонки в салоне автомобиля.

Руль не возвращается в исходное положение. Руль плохо возвращается или не возвращается в исходное положение (чаще всего это проявляется при поворотах и может привести к аварийной ситуации). Основной причиной этой неисправности может быть неправильная регулировка рулевой рейки, которая должна осуществляться только квалифицированными специалистами на специальных стендах. Еще одной причиной может стать не надлежащее состояние подвески и узлов автомобиля (в частности закисшие элементы и узлы).

 

Какие существуют рекомендации после проведения ремонта рулевой рейки?

После того, как был произведен ремонт рулевой рейки, мы рекомендуем соблюдать слудеющие рекомендации:

  • Выберите плавный стиль вождения автомобиля, чтобы избежать стука в рейке. Рулевой механизм сконструирован из таких компонентов, которые предназначены для обеспечения гладкой, ровной и стабильной езды.
  • Категорически запрещается проверять работу транспортного средства при экстренном торможении или, наоборот, слишком быстро ускорять машину перед препятствием.
  • Также следует научиться правильно парковаться, избегая стука колёс о бордюр. Такие удары от колеса передаются на рулевое управление.
  • Периодически проводите техническое обслуживание всего рулевого механизма (очень важно отслеживать состояние защитных чехлов и надёжность креплений).